Судостроение

sudostroenie 3982 Судостроение

sudostroenie 3983 Судостроение

СУДОСТРОЕНИЕ. С нач. 18 в. СПб. — центр и школа отеч. С. 5.11.1704 здесь заложена первая верфь (см. Адмиралтейская верфь), в 1710 на ней работали 4,7 тыс. чел., в 1715 — 10 тыс., в 1725 — 15 тыс. чел. В 1709 началось стр-во линейных кораблей. Гребные суда с 1713 строились на Галерном дворе в Н. Адмиралтействе. В 1719 создана верфь Галерный островок. Постройка малых гражд. судов с 1711 осуществлялась на Партикулярной верфи. В сер. 19 в. в СПб. ежегодно спускались на воду корабли и суда общим водоизмещением 12-14 тыс. т. В 1815 на з-де К. Н. Берда построен первый в России пароход «Елизавета», а в 1834 на Александровском з-де сооружена подводная лодка А. А. Шильдера — первое цельнометаллич. судно рус. постройки. Для обороны мор. подступов к столице в 1854-55 по инициативе ген.-адмирала вел. князя Константина Николаевича при участии Н. И. Путилова в СПб. построено 89 винтовых канонерских лодок и корветов, а часть линейных кораблей оборудована винтовыми двигателями. С сер. 19 в. до 1904 только Н. Адмиралтейство построило 36 воен. кораблей, лучшим из к-рых считался броненосец «Бородино». На верфи Галерного островка за тот же период построено 62 корабля (первенец — броненосная батарея «Не тронь меня»). В 1908 Галерный островок и Н. Адмиралтейство объединены в Адмиралтейский з-д. Созданный в 1857 «Невский з-д» специализировался на стр-ве миноносцев, как и основанный тогда же Металлич. з-д. В 1912 Акц. об-во Путиловских з-дов создало Путиловский судостроит. з-д и приобрело «Невский з-д». В 1914-17 на этих пр-тиях на постройке эскадренных миноносцев было занято 10 тыс. рабочих. К кон. 1914 Балт. и Адмиралтейский з-ды сдали флоту 4 линейных корабля дредноутного типа («Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут»), на Путиловском з-де началось серийное стр-во турбинных эскадренных миноносцев типа «Новик». Всего в 1908-17 петрогр. судостроители сдали Балт. флоту 37 турбинных кораблей. В годы Гражд. войны С. переживало спад: Балт. з-д в 1917-20 сократил объем годового произ-ва с 25 до 1 млн руб. Для восстановления отрасли в 1922 создано Петрогр. судостроит. т-во, реорганизованное в 1928 в «Союз верфей», куда вошли Балт. и Адмиралтейский з-ды, «Сев. верфь», Петрозавод. В 1925 начата постройка серии лесовозов, в 1931 — грузовых и грузопассажирских теплоходов и ледокольных судов; в произ-во внедрялась секционная сборка сварных корпусов судов. Стр-во воен. кораблей началось с постройки в 1927 серии реданных торпедных катеров, подводных лодок типа «Д» и сторожевых кораблей. В предвоен. годы на ленингр. верфях строились мор. охотники, тральщики, эсминцы, лидеры, легкие крейсера, на стапелях Балт. и Адмиралтейского з-дов были заложены линейные корабли (в строй не вступили). В период блокады 1941-44 судостроители Л. построили для «Дороги жизни» десятки барж и самоходных тендеров-плашкоутов, для Балт. флота на Адмиралтейском з-де строились большие мор. охотники и шхерные мониторы. После окончания Вел. Отеч. войны 1941-45 на гор. верфях начат выпуск кораблей и судов новых типов: дизельных и атомных подводных лодок, больших противолодочных кораблей, ракетных крейсеров (в т. ч. типа «Петр Великий»). За 300 лет в СПб. сложилась своя судостроит. школа. В разные годы на петерб. верфях работали видные кораблестроители: Ф. М. Скляев, И. М. Головин, Р. Броун, Г. А. Меншиков, Р. Козенц, А. М. Курочкин, А. Зенков, М. М. Окунев, С. О. Бурачек, И. А. Амосов, К. А. Шильдер, А. А. Попов, А. Н. Крылов, И. Г. Бубнов, П. А. Титов, В. А. Степанов, И. Ф. Александров, С. К. Джевецкий, М. Н. Беклемишев, М. Н. Налетов, К. П. Боклевский, В. Л. Поздюнин, Б. М. Малинин, В. И. Руберовский, А. И. Павлов, В. Ф. Попов, С. В. Ковалев, И. М. Иоффе, В. П. Воробьев, П. П. Пустынцев, И. Л. Базанов, Г. Н. Чернышев, Ю. Н. Кормилицын, А. С. Савичев, А. В. Маринич, Н. П. Соболев, В. Н. Мишин, Ю. А. Никольский, Е. И. Юхнин, Б. И. Купенский, А. К. Перьков, В. И. Мутихин, И. И. Рубин и мн. др. Специалистов для С. готовит ведущий вуз отрасли — Морской технический университет.

Лит.: Дмитриев Н. И., Колпычев В. В. Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей. СПб., 1909; Военно-морской флот СССР в 1921-1941 гг. // Морской атлас. М., 1966. Т. 3, ч. 2. С. 79-89; Яковлев И. И. Корабли и верфи. 2-е изд. Л., 1973; Сорокин А. И., Краснов В. Н. Корабли проходят испытания. 2-е, перераб. и доп. изд. Л., 1985; Касатонов И. В. Океанский флот Отчизны. СПб., 1996. Е. П. Перовский.

Эта запись была опубликована в рубрике Архитектура. Добавить в закладки ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>